Включение алакульской и федоровской культур в единую общность

Резюмируя сказанное в предыдущих статьях, хочу отметить, что включение алакульской и федоровской культур в единую общность как генетически связанных в настоящий момент проблематично.

Объединение же их как этнически близких пока не может считаться правомерным, поскольку «этническая близость не является определяющей ни в установлении самого контакта, ни уровня его интенсивности.

К тому же ставить знак равенства между близостью материальной культуры и близостью языка нельзя, особенно если говорить о различных субкультурах внутри одной.

На настоящий же день какие-либо достаточно серьезные попытки решить эту проблему отсутствуют. Более того, не доказана сама близость материальных черт собственно алакульской и собственно федоровской культуры и не определены критерии подобной близости. В результате возникла ситуация, когда без наполнения термина конкретным обоснованным содержанием говорить об «андроновской культурно-исторической общности» преждевременно, поскольку это может привести к историографическому парадоксу — исключению из нее федоровской культуры.

Следует осторожнее относиться и к термину «культурно-историческая общность», так как в настоящее время он не имеет под собой должного обоснования и часто связывается с единством то генетическим, то этническим, то материальным.

В свете переосмысления срубно-андроновской проблематики более оправданным выглядит понимание под культурно-исторической общностью» совокупности монохронных культур, близость которых вызвана едиными причинами и условиями формирования. Например, алакульская и срубная, саргаринская и ивановская. Решение этих проблем является актуальнейшей задачей современного андроноведения.



Яндекс.Метрика