Структура культуры

Очевидно, что облик культуры отнюдь не жестко детерминирован общественной практикой. Поэтому многие явления прошлого невозможно объяснить без понимания внутренней структуры соответствующей культуры.

Эти аспекты изучения древних культур постоянно разрабатываются археологами. Описание материальных остатков и их интерпретация являются вычленением содержательных элементов деятельности. При этом определяется их место в той или иной системе содержательных
элементов. Объективация опыта есть реализация информационных программ.

Поэтому возможна их реконструкция. По существу каждая археологическая классификация является попыткой реконструкции той или иной программы. Возможен выход и на информационное ядро культуры.

Оформление уровня систематизации формирования опыта (системы образцов) и самого ценностного опыта является по существу самоосмыслением и самоописанием культуры. Информационные программы, закрепленные на этом уровне, канонизируются и подчиняются строгой иерархической структуре, то есть ядро культуры строится по принципу интегрированного структурного целого, которое постоянно тиражируется в реальной практике.

Программы, не получившие оформления на этом уровне, являются с точки зрения данной культуры, неструктурными. Они либо уничтожаются, либо исчезают сами собой после существования в течение короткого промежутка времени, либо имеют тенденцию к видоизменению. Эти периферийные, по отношению к ядру, программы организуются вокруг него как структурно самостоятельные единицы путем простого присоединения. Таким образом, выявление структуры сущностно-доминантных элементов каждой культуры дает нам представление о ее информационном ядре.

Под сущностно-доминантными элементами какой-либо АК понимаются реализованные информационные программы, необходимые,с точки зрения данной культуры, для обеспечения ее успешного функционирования как целостной системы.

Изложенные выше соображения позволяют перейти к проблеме соотношения понятий АК — «локальный вариант» АК. Под локальным вариантом археологической культуры понимаются обычно группы памятников, сосредоточенных на ограниченной территории и отличающихся некоторым своеобразием от памятников этого же времени других районов распространения данной культуры.

В таком случае закономерен целый ряд вопросов. Каковы критерии выделения локальных вариантов? Насколько могут различаться памятники, чтобы оставаться в пределах одной культуры? Как отличить локальные варианты культуры от близкородственных культур?



Яндекс.Метрика