Создание своих идеальных моделей

Ограниченное количество связей древних обществ с окружающей средой требовало «жесткости» системы, создания ею своих идеальных моделей, разветвленной системы нормативов деятельности.

При этом под окружающей средой культуры понимается ее и культурное и природное окружение. Связи культуры с ними являются частью системы связей, наряду с внутренними связями элементов культуры. Культура, таким образом, представляет «в качестве специфического универсального адаптивного механизма человеческого общества». Это заставляет сделать еще один важный для рассматриваемой проблемы вывод:    внутренние    связи должны быть относительно жесткими, что делало бы внешние определяющими для культурогенеза.

Однако жесткость внутренних связей нельзя преувеличивать. Для эффективного выполнения своих функций в критических ситуациях культура должна одновременно иметь избыточный характер и нести в себе деструктивное или же иррациональное начало.

Разберем данные положения на ряде примеров, носящих достаточно абстрактный характер, и поэтому их нельзя использовать для описания процессов. Они необходимы, в первую очередь, для выведения некоторых закономерностей.

В каменном веке к основным видам деятельности общества относились охота, собирательство и рыболовство. Коммуникации с иными коллективами носили ограниченный спорадический характер. Значимость же каждой отдельной связи с природной средой, а они осуществляются через виды деятельности, была чрезвычайно высока в силу малого общего количества связей.

В результате любое их произвольное изменение могло нанести обществу непоправимый урон, что и вызвало стремление закрепить их на прежнем уровне. Последнее вело к снижению динамизма системы, поскольку возникавшие новшества были невелики, а их распространение носило опосредованный дисперсный характер. Это очень важно для понимания форм коммуникаций с иными коллективами и хорошо иллюстрируется на примере так называемой «первобытной лингвистической непрерывности», когда сходство языков прямо пропорционально расстоянию, разделяющему их носителей.

Для трансформации подобной культуры необходим импульс в виде изменения природной среды, нарушающий привычные стереотипы жизнедеятельности и ставящий общество на грань катастрофы. Наиболее ярко это проявилось при таянии ледника. Подобные системы, таким образом, никак нельзя назвать системами развивающимися. Они являются по преимуществу функционирующими. Для развития им необходимо первоначальное разрушение системных связей.



Яндекс.Метрика