Смена классического Алакуля

Сказанное выше позволяет датировать федоровский, бишкульский и позднеалакульский типы не ранее XIV в. до н. э. и констатировать смену ими классического алакуля на территории лесостепной зоны Урало-Иртышского междуречья. Более сложной является проблема хронологического соотношения указанных типов.

Традиционный подход привел к жестокой оппозиции в этом вопросе — либо сосуществование с формированием контактных типов, либо генетическая связь через переходные типы. И за, и против этих позиций можно привести достаточно много как фактологических, так и логических доводов. Однако эти подходы исключают ряд других возможностей, например, сосуществование этих типов в рамках одной метакультуры в качестве различных субкультур или внедрение протофедоровских или федоровских инноваций в алакульскую среду и формирование за счет мою федоровско-бишкульской культуры этого региона.

Эти варианты близки друг другу и могли сочетаться, поскольку формирование субкультур без инноваций в тот период вряд ли было возможным. На отдельных территориях алакульцы могли контактировать с носителями смешанных типов. Вариантов, которые мы в состоянии моделировать, великое множество. Нельзя забывать, что «после этого» не означает «вследствие этого».

Видимо, в большинстве случаев действует следующий принцип: контактные типы являются переходными, а переходные возникают на контакте, о чем еще пойдет речь. Механизм этот на сегодняшний день практически не изучен, к тому же решение вопроса о соотношении указанных типов крайне затруднительно без реконструкции общественных отношений между их носителями.

На основании теории деятельности, культура есть специфический для общества способ воспроизводства его жизнедеятельности, служащий адаптации к социальной и природной среде. В условиях стабильного существования системы воспроизводство жизнедеятельности общества осуществляется в одном и том же объеме по устойчивым стереотипам. Эта устойчивость закрепляется системой нормативных регуляторов, являясь наиболее стабильной в духовной области.

Без стереотипов культура немыслима. Они являются основой, создающей ее структурную целостность, спасающей от хаоса, и не просто экономит время и силы при осуществлении деятельности, но и делает ее возможной вообще.



Яндекс.Метрика