Самостоятельность алакульской культуры

В. С. Стоколос считает алакульскую культуру самостоятельной, наряду с андроновской (федоровской) и видит ее истоки в зауральских древностях полуденковского типа с волнисто-гребенчатым орнаментом некоторых вариантов этой керамики, в традициях кысыкульского или суртандинского (по Г. Н. Матюшину) гончарства.

К. Ф. Смирнов и Е. Е. Кузьмина, не отрицая роли местных энеолитических культур Приуралья и Казахстана в формировании андроновской культуры, подчеркивают, что в памятниках новокумакского хронологического горизонта отчетливо прослеживаются сильные влияния культур абашевской, многоваликовой керамики и особенно полтавкинской. Это дает основание предполагать, что стимулом для формирования андроновской культуры явился западный импульс. В данном случае непонятно, какая конкретно культура имеется ввиду-алакульская или федоровская?

Г. Н. Матюшин, основываясь на исследованиях энеолита Южного Урала, предполагает, что «истоки формирования мощных скотоводческих объединений эпохи бронзы уходят в энеолит и даже в еще более раннее время, когда здесь появились элементы производящего хозяйства. ...местное «энеолитическое» население в эпоху позднего энеолита переселяется с берегов озер в долины небольших рек.

Эта крупная миграция, вызванная экономическими факторами, послужила причиной, с одной стороны, освоения степей и возникновения подвижного скотоводства, а с другой — привела к единой этнокультурной общности, на базе которой и сформировались здесь крупные массивы племен эпохи бронзы, абашевской, алакульской и т. д. На востоке энеолитические племена или их потомки Южного Урала послужили в дальнейшем существенным компонентом для алакульской культуры...».

Выделим из приведенных точек зрения важные для нас моменты:

1. Одним из основных районов формирования ранне-алакульской (петровской) культуры является Южное Зауралье. По Т. М. Потемкиной, районом формирования раннеалакульской культуры было лесостепное Прито-болье.

2. Основным этническим компонентом при этом выступало местное постэнеолитическое (постсуртандинское или посткысыкульское) население. По Т. М. Потемкиной, таким основным компонентом был энеолит Притоболья, а население, оставившее памятники суртандинско-кысыкульского типа, явилось базой для возникновения федоровской культуры.

3. Важным стимулом для формирования раннеалакульской (петровской) культуры служили западный импульс (по К. Ф. Смирнову и Е. Е. Кузьминой) или южное влияние (по Г. Б. Здановичу).



Яндекс.Метрика