Рассказы луховских старичков

Кладбищенская церковь находится за городом; при ней замечательна колокольня тем, что построена без рисунков плана и фасада. Каждый се ярус есть игра воображения каменщика. Несмотря на это, она тверда и имеет довольно хороший вид.

Любопытно нам было слышать рассказы луховских старичков о Полове Гостиной Сотни. Он производил большую торговлю, как они говорят, за морями. Был известен Петру Великому, и, по преданию, рассказывают, что говаривал с государем и бывал в собраниях у царя в Архангельске; Петр Алексеевич позволил ему вести торговлю всеми товарами по всей России беспошлинно. Попов имел в Духу большие кожевенные заводы, и, по словам рассказчиков, мерил серебро ковшами. Соорудя во многих местах здешней стороны на свое иждивенье значительные храмы и имея в Духу в то время каменный дом, он, без сомнения, был человеком с огромным состоянием. Но постигшие несчастья лишили его имущества.

Потонувший корабль с его товарами нанес первую беду, за которой последовала другая. Возвращаясь из Архангельска в Дух с значительною суммою, был на дороге ограблен; и в доме ожидало его новое несчастье: все остальное состояние его было истреблено огнем. Оставив по себе доброе имя и памятники набожности своей, он до сих пор служит здесь примером превратностей жизни. Оставшаяся после него дочь находилась в бедности, а дом. ему принадлежавший, и теперь еще существует, вмещая в себя приходское училище, недавно здесь открытое. Боярин Артемон Сергеевич Матвеев в бытность свою в Луху, полагают, жил в доме Попова. Находившийся при нем духовник его. священник Василий Чернецов. которого сын также Василий, основав жительство в Луху, был нашим прапрадедом. Отец наш, был еще малых лет, помнил много бумаг в свитках, принадлежавших Василию. но во время пожара они были истреблены, заключая в себе, может быть, много любопытного.

Главный промысел жителей в Луху составляют огородные овощи, особенно лук, который здесь родится в изобилии. При посредственном состоянии жителей, в нем мало находится каменных домов. Он прежде был окружен дремучими лесами, и в старину около него водились бобры, теперь куницы, норки, горностаи и выхухоль изредка еще попадаются, а о медведях давно уже и не слышно.

В пяти верстах от города, на возвышенном месте у реки Лух, находится Крестовоздвиженский Николаевский монастырь. называемый также и 1 ихоновою Пустыней. Он основан Тихоном Луховским в XV столетии. Преподобный Тихон, удалившийся из Литвы в Россию с князем Феодором Ивановичем Бельским, правнуком Ольгерда, был в воинской службе и, оставя оную, принял монашество, избрал это место и основал обитель. После блаженной кончины его, последовавшей в 1503 году, через 65 лет, обретены нетленные мощи сего угодника, которые почивают под спудом в Соборной церкви монастыря, построенной в 1678 году на собственное иждивение тем же Поповым, который соорудил церковь Воскресения в Духу. При гробнице преподобного сохраняются остатки собственных его трудов, как то: Евангелие письменное с рисунками, два ковша деревянные большого размера, один из них оправлен в серебро и употребляется при водоосвящении, а другой сохраняется в первобытном виде, и большое блюдо, выточенное из дерева.

Близ церкви хранится хижинка, срубленная самим св. Тихоном. В ней находится собственных его трудов модель церкви из дерева.

Монастырь обнесен кругом каменною стеною с башнями по углам, внутри хорошо обстроен; в нем помещаются здешнее духовное правление и семинария. 16 июня ежегодно при монастыре бывает ярмарка. Недалеко от оного находится пруд, который причисляют к трудам св. Тихона. Кругом этого пруда растут огромные сосны, корни которых, врывшись в землю, укрепляют берег и сохраняют пруд.

Отличная роща, тут находящаяся, дает этому месту прекрасный вид. Недалеко от рощи за рекою находится место. называемое Святыней, где преподобный пустынножительствовал. Тут и до днесь еще приметны следы грядок и колодца. Хижинка, хранящаяся в монастыре, находилась прежде здесь, но впоследствии в оный перенесена.



Яндекс.Метрика