Происхождения культур эпохи бронзы в лесостепном Притоболье

Развернутая и достаточно обоснованная картина происхождения культур эпохи бронзы в лесостепном Притоболье и отчасти в Южном Зауралье дана в последних работах Т. М. Потемкиной.

Она считает, что на территории Среднего Притоболья в настоящее время накоплен материал, позволяющий проследить связь алакульских древностей, прежде всего керамики, с предшествующими культурными комплексами, начиная с периода неолита. Для позднего неолита эта керамика со стоянок Охотино, Лисья гора, Убаган, для энеолита — материалы могильников Убаган I и Верхняя Алабуга.

Две основные культуры андроновской культурно-исторической общности, федоровская и алакульская, формируются параллельно. Алакульская культура — в лесостепной и степной зонах Зауралья и Тоболо-Ишимского бассейна, причем раннеалакульские комплексы отличаются от новокумакских в Приуралье и от собственно петровских в Северном Казахстане.

Они имеют местную подоснову, рзвиваются параллельно новокумакским, абашевским, петровским и тесно с ними взаимодействуют при постоянном доминировании местных традиций. Федоровская культура формируется в лесостепной и южно-таежной зонах Урала и прилегающих районах Западной Сибири, причем традиции гребенчатого геометризма, характерные для федоровской посуды, уходят своими корнями в эпоху энеолита и ранней бронзы этой территории (памятники кысыкульского типа в верховьях р. Миасс и суртандинского в районе Магнитогорска, что позволит предполагать автохтонное развитие федоровских древностей в Южном Зауралье). Контактирование носителей алакульских и федоровских традиций прослеживается уже с эпохи энеолита.

Г. Б. Зданович районом формирования раннепетровских (раннеалакульских) племен считает степь и лесостепь Южного Зауралья и прилегающих районов Западной Сибири, Западного и Северного Казахстана. Петровская культура сложилась на местной основе при самом тесном взаимодействии с западной абашевской и раннесрубной. В качестве основного этнического компонента, вероятно, выступало степное постботайское и постсуртандинское население, материальная культура которого изучена очень слабо.

Вторым компонентом в ранних работах, автор считал пришлые земледельческо-скотоводческие племена Средней Азии, которые, неся передовую экономику и проникая в подготовленную для ее восприятия среду, могли привести к смене культуры и формированию нового этноса, возникшего на базе хозяйства производящего типа. В последних работах этим компонентом предлагается считать лесостепное население западно-сибирского круга, оставившее нам памятники вишневского типа. Отмечается и влияние южных земледельческих культур. Очень близка изложенной точка зрения Н. Б. Виноградова.



Яндекс.Метрика