Понятие «Археологическая культура»

Повышенный интерес к понятию «Археологическая культура» (далее АК), наблюдаемый в настоящее время у исследователей древних обществ, не случаен.

В результате полевых исследований последних лет появились новые материалы, подчас не укладывающиеся в рамки привычных представлений о развитии культур. Увеличение массива археологических данных усложнило изучение процессов, связанных с формированием этих культур, сменой их друг другом. Усилилась тенденция к реконструкции отдельных обществ прошлого в их конкретно-исторической целостности. Выражением целостности этих обществ по традиционному представлению является археологическая культура.

Ход дальнейших исследований будет зависеть от того, насколько последовательно решен вопрос о соответствии археологической культуры какой-либо социально-исторической общности людей (в первую очередь, этническим образованиям). Эти моменты исследовательской практики делают все более актуальной разработку различных аспектов понятия «археологическая культура».

I. Наше понимание археологической культуры будет далеким от истины без рассмотрения ее в связи с понятием «культура». Связь всех тех остатков, на которых базируется археологическое познание, с культурой как сферой человеческой активности достаточно ясна. Вместе с тем это понятие не введено в терминологическую систему археологии. Выход на философское осмысление культуры позволит понять логику явлений, воплотившихся в археологических культурах, и станет условием успешной разработки всех аспектов понятия АК.

II. Попытки интерпретации историко-социологического содержания археологических культур привели к тому, что и этих культурах стали видеть отражение этнических общностей, общности хозяйства и географических условий существования древнего населения хозяйственно-культурных типов. Широкое распространение получило представление о том, что АК может отражать разные исторические объединения людей, в том числе этносы. Часто исследователи не оговаривают своей позиции по этому вопросу, но на практике подразумевают под АК определенную этническую общность.

III. Всю сложность явлений прошлого, объективированных в материальных остатках, невозможно выразить одним понятием. Поэтому массовый и разнообразный археологический материал в процессе работы группируется и описывается целым рядом понятий: «памятник», «группа памятников», «локальный вариант археологической культуры», «археологическая культура».

Выработка критериев выделения локальных вариантов, поиск способов отличить варианты культуры от близкородственных культур остаются задачами первостепенной важности.

Перечисленные проблемы сложны и требуют специальных исследований. В данной статье предпринимается только попытка рассмотреть подходы к их решению. Прежде всего необходимо выяснить как осмысливается культура в философии.

Не претендуя на полный обзор философской литературы, отметим, что советскими культурологами обосновываются различные толкования понятия «культура».



Яндекс.Метрика