Определение погребального обряда

Определение погребального обряда (ритуала) как специфической формы нормативного стереотипного поведения, регламентирующей действия человеческого коллектива по идентификации личности умершего, очерчивает возможные и правомерные области реконструкции древнего общества на материалах погребальных памятников: действия человеческого коллектива, воплощенные в сооружениях, позе, размещении инвентаря при погребаемом и пр., и статус погребенного в системе данного коллектива и общества в половозрастной, семейно-родственной, социальной, профессиональной, этнической и прочих структурах, фиксируемый в различных сочетаниях элементов, черт и признаков, характеристик погребального обряда и т. п.

Становится очевидным и то, что информация, заложенная в погребальном памятнике, не только не содержит данных, например, о хронологии, но и часто искажает данные объективные, фиксируемые по так называемым хронологическим реперам—датированным артефактам, в качестве которых выступают экстраординарные предметы — символы власти, знаки престижа, г. к. социальный статус часто фиксировался ссылкой на первородство, преемственность от предков.

Ядро обрядовых традиций остается неизменным, пока не разрушено самосознание данного общества, а большая или меньшая вариативность отдельных черт погребального обряда зависит, в первую очередь, от характера внутренней организации рассматриваемого общества и степени изученности источников. Разрушение, переориентация обрядовых традиций, в том числе и погребальных, сигнализируют прежде всего о разрушении всего организма, переоформлении или разрушении общества. И по этой причине неправомерно построение относительных периодизаций внутри культурных феноменов, археологических культур по обрядовым группам погребений и т. п.

Социальный статус, который посредством погребального обряда придается индивиду,— последний, завершающий в единой цепочке («век человека»), поэтому естественно предполагать, что живущие идентифицируют личность соответственно тем нормам, которые приняты и для живых, хотя результаты — статус конкретной личности в реальном и посмертном существовании и реконструируемый по археологическим данным — могут резко отличаться. Если правомерно рассматривать погребение как своеобразную «визитную карточку» умершего, то еще более справедливо это при соотнесении совокупности определенных погребений: с половозрастными и социальными группами внутри коллектива, могильника — со всем коллективом и т. д. Несмотря на возможные расхождения такой оценки индивида и его реальной роли в жизни общества, в целом вряд ли можно ожидать, что могильник будет отражать отсутствующие в обществе взаимоотношения в качестве объективно существовавших элементов.



Яндекс.Метрика