Мифология — принцип организации культуры

Для архаических бесписьменных обществ всеобщим принципом организации культуры является мифология. Архаическое мировосприятие предполагает полное отсутствие хаотичности и неупорядоченности внешней реальности.

Мифология в этом случае выступает как тотально господствующий способ глобального концептирования и является средством создания модели мира.

В силу операционности определения объектов мифологизации (как это сделано? как произошло?) «актуальная картина мира неминуемо и неразрывно связывается с космологическими схемами и с «историческими» преданиями, которые рассматриваются как прецедент, служащий образцом для воспроизведения уже только в силу того, что он имел место в «первоначальные» времена...».

Архаическое мифопоэтическое сознание ориентировано прежде всего на необходимость постоянного решения проблемы тождества реальных событий и ситуаций с мифологическими.

Для этого оно вырабатывает особый набор «технических» операций, которые выступают, главным образом, в виде ритуалов.

В то же время, ритуалы, рассматриваемые как информационные программы (формы хранения и передачи опыта) должны пониматься как прецеденты «любой производственно-экономической, духовно-религиозной и общественной деятельности». Всеобъемлющая значимость ритуалов в жизни первобытных коллективов несомненна.

Конечно, ритуалы были не единственным средством хранения информации. Существовали песни, художественные изображения, рассказы и т. п. Материальные продукты человеческой деятельности являлись универсальной формой аккумуляции опыта.

Но только включение их в ритуалы (т. е. увязывание их с мифологическими преданиями) гарантировало сохранность информации, заключенной в этих формах.

Только в этом случае реализация программ становилась обязательной, т. е., они превращались в нормативные регуляторы социального поведения.

Приведенная схема функционирования культуры показывает, что ее изучение может осуществляться в трех направлениях.

Необходимо исследование:

  1. самих форм хранения опыта и принципов его систематизации;
  2. опыта как содержательных элементов деятельности;
  3. структуры культур как целостности наиболее существенных отношений ее элементов.

Формы хранения опыта и принципы его систематизации. Их изучение даст возможность рассматривать развитие специфических культурных феноменов и исторических типов культур. Для археологов, исследующих первобытные бесписьменные общества, работа в этом направлении затруднена характером источников.

Опыт как содержательные элементы деятельности. Под содержательными элементами деятельности понимаются объективированные достижения разнообразной общественной практики, а также связи между ними, которые объективируют в себе логику развертывания общественной практики.

Определение опыта как содержательных элементов предполагает исследование:

  1. материальной культуры как характеристики уровня, направленности развития производительных сил, их целостности;
  2. сферы общения (взаимодействия людей и социальных групп) как системы поступков (нравов);
  3. сферы управления как системы целей и программ (идеологической системы).


Яндекс.Метрика