Локальность как социально-культурная единица

Для понимания сущности локальных вариантов важным является следующее положение: локальность — характеристика, присущая любой социальной и культурной единице человечества безотносительно к ее масштабу. Поэтому использование термина «локальный» можно охарактеризовать двумя взаимосвязанными моментами:

  • он может использоваться для характеристики одного из логически эквивалентных параметров любой системы в ее двухмерном сечении (общее — локальное);
  • понятие «локальный» можно связать с единицами исторического развития любого таксономического уровня при условии, что эти единицы берутся в конкретных пространственно-временных координатах.

Таким образом, исследуя локальные варианты, следует исходить из их места в связке «локальное — общее». Локальные варианты выражаются тогда как компоненты системы «археологическая культура». Условием верного понимания их природы является правильно заданное поле исследования, т. е. единая АК.

В этом случае появление локальных вариантов в какой-либо культуре фиксирует изменение композиции ее периферийных информационных программ.

Преобразования могут осуществляться тремя основными способами: изменением количества элементов (т. е. программ), изменением отношений между ними, качественным изменением самих элементов или комбинацией этих способов. Фиксация каждого способа преобразования периферийных программ может служить критерием выделения локальных вариантов.

Необходимость отличать локальные варианты от близкородственных культур возникает, при прочих верных посылках, в результате неверно заданного поля исследования. При наличии двух или более родственных культур различия должны фиксироваться в их информационных ядрах и, следовательно, выражаться в изменении числа и перестройке структурной организации сущностно-доминантных элементов.

Определенные моменты этого процесса могут фиксироваться как этапы изменения культуры.

Вариабильность какой-либо культуры во времени и пространстве требует объяснения. Возникает естественное желание увидеть в ней отражение конкретного типа социально-исторической общности людей, а культурные трансформации объяснить изменениями в этой общности. Встает трудноразрешимая проблема соответствия АК (т. е. локальной исторической культуры) тому или иному типу социальной организации. Любое понятие, определяющее конкретный тип социальной организации людей, аналитически вычленяет характерные для него отношения из всей совокупности социальных отношений, существующих в данном пространственно-временном континууме.

Каждая культура как социальное явление пронизывает все стороны общественной жизни, организуя человеческую деятельность во всех сферах: материальном и духовном производстве, общении, управлении. Поэтому археологические культуры (остатки локальных исторических культур) правомерно сопоставлять только с теми типами социальных систем, которые организуют своеобразие всей структуры экономических и социально-политических отношений.

«Калмэнерго» — максимальная эффективность бизнеса



Яндекс.Метрика