Церковь Николы Мокрого

Из многих находящихся в Ярославле старинных храмов церковь Николы Мокрого по архитектуре своей замечательна. Множество изразцовых украшений снаружи придают ей великолепный вид, и из всех виденных нами здесь церквей в этом стиле архитектуры она есть лучшая. После нее примечательна церковь Ильи Пророка, недалеко от которой находится памятник Демидову, основателю ярославского лицея, состоящий из бронзовой колонны, поставленной на пьедестале.

Углицкая башня, примыкающая к стене Спасского монастыря, принадлежит к остаткам старины ярославской. Она имеет четырехугольную форму, и под ней находятся ворота, называемые Углицкими. К монастырской стене пристроены лавочки для торгующих, у которых беспрестанно толпящийся народ оживляет собою остаток твердынь ярославских.

У одного господина мы видели древний железный шлем, найденный в Ростове в 1838 году при рытии фундамента для ярморочных лавок. В нем весу один с половиною фунтов. Ржавчина хотя несколько его подернула, однако довольно еще пощадила; даже петли забрала, задвижки или крючья — все сохранилось. Тут же видели два зуба, так называемые Мамонтовы. Но зуб, приобретенный нами в Тверской губернии, гораздо более. Он имеет 7 фунтов весу, которого, впрочем, много придает ему окаменелость его. Мерою в высоту 4 вершка, в длину 4 вершка, толстоту 2 вершка. Он найден на берегу речки и осыпи. Судя по величине, каков должен быть оного владелец!

Прекрасный мокшан, остановившийся на якоре в соседстве с нами, обращал на себя внимание любопытных роскошною своею наружностью. По соседству мы легко могли быть на нем и осмотреть его внутреннее устройство. Он имеет в длину 24 сажени, в ширину 5 сажен. Мачта, составленная из шести дерев, сплоченных вместе, с пикою, так называемой верхней ее частью, имеет всю высоту от копа-ней 17 сажен. Коренная райна (так называют рею на волжских судах), составленная из двух дерев, имеет в длину 23 сажен. К ней прикрепляется большой парус, называемый коренным.

Топсельная райна в 12 сажен длиною служит для малого паруса, или топселя. На мокшанах находятся необходимые якоря: становой в 40 пудов, два ходовых по 15 пудов, два хватальных по 12 пудов и два бечевных— один в 8, а другой в 6 пудов. Лодок при нем четыре, из которых две употребляют для завоза якорей, называя их завознями, а остальные две служат для переездов. Число рабочего народа на мокшанах бывает по количеству груза, на этом находится 120 человек. Мокшаны поднимают грузы от 30 до 40 тысяч пудов. Хорошо построенный, с полной оснасткой, ценится в 20 тысяч рублей. При хорошем попутном ветре они уходят под парусами до ста верст в сутки.

Персональные выставки



Яндекс.Метрика